На сегодняшний день для многих семей с детьми до сих пор актуальным остается вопрос о распоряжении денежными средствами по государственному сертификату на материнский капитал, предусмотренный законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ.

По официальным данным Пенсионного фонда России на конец 2016 года, из 7.3 млн семей, получивших право на маткапитал с 1 января 2007 года, около 50% ни разу не подавали в ПФР заявление о расходовании средств по уже предусмотренным законом направлениям.

Антикризисные меры, предпринятые в социальной сфере в 2009, 2010 и 2015 годах, показали, в чем больше всего нуждаются люди:

Такие данные приводила Елена Мизулина (тогда — глава Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, а в настоящее время — Член Совета Федерации в российском Парламенте) в 2011 году в ходе обсуждения законопроекта № 302723-5 о возможности направления средств маткапитала на покупку семьей нового автомобиля отечественного производства. Однако тогда этот проект закона отклонили как не учитывающий интересы детей.

Кроме того, в 2015-2016 гг. за единовременной выплатой 20 тыс. рублей по данным ПФР обратились около 2 млн семей из 3 млн, имеющих на нее право (67%), получив деньги на общую сумму около 40 млрд рублей.

Фактически приведенная статистика свидетельствует о том, что семьи, имеющие двух и более детей, сильно нуждаются в материальной поддержке, однако не могут удовлетворить свои потребности путем направления маткапитала на уже предусмотренные законом варианты. В связи с этим необходимо расширение перечня возможностей для распоряжения средствами по государственной семейной субсидии.

С новой силой обсуждение вопроса о возможности распоряжения средствами материнского капитала на покупку автомобиля разгорелось в конце 2014 года, когда Дмитрий Медведев поручит проработать данный вопрос Кабинету министров в срок до 12 февраля 2015 года, однако решение в этом отношении так и не было принято. Автопром тогда оставили без поддержки по сертификатам на маткапитал.

25 января 2016 года в связи с усилившимися кризисными явлениями в экономике страны и разработкой нового антикризисного плана депутат от КПРФ Вадим Соловьев направил запрос премьер-министру с очередной просьбой разрешить использовать материнский капитал на покупку автомобиля, произведенного на территории России.

Аргументы «за»

  • Стоимость нового автомобиля, произведенного на территории России, сопоставима с размером материнского капитала (453 тыс. рублей в 2017 году), в отличие от стоимости жилья или затрат на его строительство своими силами.
  • Многие семьи, уже имеющие жилье, находят малопривлекательным расходование маткапитала на получения образования детьми или формирование пенсионных накоплений, поскольку данные варианты составляют так называемые «отложенные потребности» и воспринимаются неактуальными на фоне текущих проблем семьи.
  • Трудности с реализацией права на материнский капитал по уже полученным сертификатам снижают его потенциал в вопросе стимулирования рождаемости материальными мерами.
  • Автомобиль значительно облегчает перемещение родителей с детьми в городских условиях (в детский сад, поликлинику и больницу, для старших детей — в школу), а также повышает транспортную доступность для жителей сел, деревень и поселков (по статистике, более половины многодетных семей в России проживают в сельской местности).
  • В 2014-2016 годах наблюдается значительное сокращение пригородного железнодорожного сообщения во многих регионах страны, что осложняет возможности жителей глубинки на получение медицинских услуг, качественного образования и даже приобретение товаров первой необходимости. Зачастую единственным вариантом для сообщения отдаленных населенных пунктов с областными и районными центрами продолжает оставаться автомобильное сообщение на личном транспортном средстве.
  • Передвижение родителей с детьми на общественном транспорте в зимнее время в большинстве регионов страны значительно осложняется при сильных холодах. Зачастую при морозах, превышающих минус 20 градусов, родители вынуждены оставлять своих детей дома, поскольку доставить их в детсад или школу без риска переохлаждения не представляется возможным.

Таким образом, для многих российских семей приобретение автомобиля — единственный способ улучшить качество жизни.

Мнение чиновников о том, что возможность покупки автомобиля средствами материнского капитала не затрагивает интересы детей, — это просто явное «непонимание сытым голодного».

Также отмечается, что при рассмотрении подобных вопросов необходимо прекратить противопоставлять ребенка и его родителей, поскольку семейная политика государства и социальная поподдержка — это поддержка семьи как социального института, с учетом интереса всех ее членов.

Аргументы «против»

  • Автомобиль по своей «капитальной значимости» не может сравниться ни с жильем, ни с перспективой получения ребенком хорошего образования.
  • По мере взросления детей необходимость в улучшении жилищных условий также будет увеличиваться, вплоть до необходимости приобретения отдельного жилья, а вместо этого у семьи будет только старый обесценившийся автомобиль.
  • Целевое использование автомобиля сложнее проконтролировать, чем это имеет место по уже предусмотренным законом направлениям использования маткапитала.
  • Возможность приобретения и последующей быстрой перепродажи машины открывает легальный путь к обналичиванию материнского капитала.
  • Если у женщины несколько детей, то это подразумевает ее длительное пребывание в декрете без отчисления на ее лицевой счет работодателем взносов на обязательное пенсионное страхование, что зачастую не позволяет многодетным мамам сформировать себе достойную трудовую (страховую) пенсию. Приобретение автомобиля на маткапитал в отличие от направления по формированию пенсионных накоплений никак не решает данную проблему.
  • На фоне падения продаж транспортных средств в 2015-2016 годах данное направление использования материнского капитала может рассматриваться вовсе не как забота об интересах семей с детьми, а как очередной факт лоббирования властями интересов производителей автомобилей и существующего рынка сбытов транспортных средств.

Материнский капитал на покупку автомобиля: принят ли закон?

На федеральном уровне ранее неоднократно поступали предложения о возможности расходования материнского капитала на покупку автомобиля с необходимостью его оформления в общую долевую собственность обоих родителей и всех детей в семье.

При этом предусматривались следующие значимые моменты и ограничения:

  • автомобиль не обязательно должен быть легковым;
  • запрещалась его перепродажа в течение определенного времени;
  • автомобиль должен быть произведен на территории страны (в том числе — иномарка отечественной сборки);
  • приобретаемая машина ранее не должна была состоять на регистрационном учете в ГИБДД.
Однако все законодательные инициативы по возможности покупки автомобиля с использованием средств материнского капитала в итоге были отклонены Правительством РФ и большинством депутатов государственной Думы. В 2015 году этот пункт не был принят даже как антикризисная мера по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Ознакомиться с мнением россиян по данному вопросу и оставить свой голос можно по этой ссылке.

Опыт реализации в регионах

Уже в 2008 году в различных регионах России стали разрабатываться и приниматься программы «регионального материнского капитала» (впервые — в Смоленской области областным законом от 28.02.2008 № 15-з), предусматривающие дополнительные выплаты семьям с детьми из бюджета субъектов Федерации.

Размер маткапитала в регионах, как правило, существенно ниже федерального (в среднем от 100 тыс. рублей), и предоставляется он зачастую только при рождении третьего ребенка и последующих детей. В то же время региональный материнский капитал зачастую предполагает более широкий перечень направлений для распоряжения. В частности, в нескольких регионах страны на маткапитал предусматривается возможность покупки автомобиля:

На Камчатке материнский капитал в 2016 году в размере 100 тыс. рублей выдается женщинам в возрасте от 19 до 24 лет включительно, состоящим в браке, уже при рождении первого ребенка. В многодетных семьях размер краевого маткапитала может доходить до 298 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью автомобиля.

Примечательно, что средства краевого маткапитала жителям Камчатского края можно направить на приобретение транспортного средства, причем уже при достижении ребенком возраста 6 месяцев:

  • продавцу автомобиля (физическому или юридическому лицу) по договору купли-продажи транспортного средства (в том числе с возможностью рассрочки платежа);
  • кредитной организации, если автомобиль приобретается по кредитному договору или договору займа.
Дополнительно необходимо отметить, что продавцом транспортного средства может выступать супруг матери ребенка — для этого будет необходимо в общем наборе документов предоставить также свидетельство о браке.

При этом предполагается следующий набор основных документов:

  • договор купли-продажи автомобиля;
  • паспорт транспортного средства, оформленный на покупателя;
  • договор автокредитования между владельцем сертификата на материнский капитал и кредитной организацией;
  • справку из банка о размере основного долга и остатке задолженности по процентам с указанием реквизитов счета для перевода денежных средств;
  • в случае приобретения автомобиля в рассрочку у физического лица — справку о размере неуплаченной по договору суммы.

Автомобиль может приобретаться с оформлением на маму ребенка, однако с точки зрения гражданского законодательства все имущество, приобретенное семьей в период брака, фактически является совместной собственностью супругов. В этом отношении законодатели Камчатского края выражает доверие матери в вопросе воспитания ребенка и учета интереса детей.

Вместо того, чтобы ставить женщине условия и подозревать, что она преследует своей целью обналичивание материнского капитала, после чего обязательно бросит своего ребенка, законодатели Камчатского края выражают ей доверие и предоставляют возможность свободного распоряжения средствами по сертификату, в том числе на приобретение автомобиля без всяких дополнительных ограничений.

Призываем последовать этому примеру в 2016 году и депутатов Государственной Думы.