Законодательством Кабардино-Балкарской республики не установлен региональный материнский капитал, однако семьи, в которых воспитываются пять (более) детей, имеют право на адресную социальную помощь для улучшения жилищных условий, если пятый (последующий) ребенок появился не ранее 1 января 2008 года. Ее можно использовать по шести направлениям, установленным постановлением Правительства республики № 175-ПП от 03.10.2016 года. Чтобы получить сертификат или использовать средства, необходимо подать заявление в центр социальной защиты.
Как и в других субъектах РФ, в Кабардино-Балкарской республике также действует федеральный материнский капитал. По результатам работы программы было выдано 65312 сертификатов — средства большей части из них потрачены полностью. Самым востребованным направлением является «улучшение жилищных условий» — по нему материнский капитал использовали 48445 семей.
Региональный материнский капитал в Нальчике и Кабардино-Балкарской республике
В Кабардино-Балкарской республике региональный маткапитал не действует, однако установлена единовременная адресная социальная помощь на улучшение жилищных условий многодетным семьям. Согласно ч. 5 постановления № 175-ПП, для ее получения должны выполняться следующие условия:
- гражданин проживает на территории республики;
- он родил (усыновил) и воспитывает пять (более) детей;
- пятый или последующий ребенок родился не ранее 1 января 2008 года либо решение о его усыновлении вступило в силу с указанной даты.
При назначении помощи не учитываются дети:
- умершие (при первичном оформлении сертификата);
- в отношении которых родители лишены родительских прав;
- усыновление которых отменено.
Помимо этого, в Кабардино-Балкарской республике установлено единовременное пособие при рождении 3-х и более детей одновременно (ст. 21-5 закона республики № 21-РЗ от 17.08.1996 года «Об охране семьи…»). Его размер составляет 50 000 рублей на каждого из новорожденных.
На что можно использовать?
Согласно ч. 21 постановления № 175-ПП, средства адресной социальной помощи семья имеет право использовать по следующим направлениям:
- покупка жилого помещения, объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) у юридических и физических лиц (в том числе с рассрочкой):
- приобретение жилого помещения, объекта ИЖС, у юридических и физических лиц:
- по договору долевого участия (ДДУ);
- по кредитному договору (договору займа);
- ипотечному договору;
- постройка (реконструкция) жилого помещения без привлечения строительной организации;
- компенсация затрат на постройку или реконструкцию;
- реконструкция и строительство жилья по договору строительного подряда;
- погашение основного долга и процентной задолженности по кредиту или займу (в том числе ипотечному) на покупку (постройку) жилья (кредит либо займ может быть оформлен до появления пятого или последующего ребенка).
Пени, штрафы и неустойки за просрочку погашения выплатить средствами адресной социальной помощи нельзя.
Порядок оформления
Согласно ч. 9 постановления № 175-ПП, чтобы получить сертификат на адресную социальную помощь, в центр социальной защиты по месту жительства необходимо подать заявление и следующие документы:
- копию паспорта РФ заявителя;
- копии свидетельств о рождении всех детей;
- справку о составе семьи либо выписку с лицевого счета;
- если обращение осуществляется через законного представителя:
- копию паспорта представителя;
- оформленную нотариусом доверенность, подтверждающую полномочия.
При обращении, помимо копий, необходимо иметь оригиналы документов.
В случае развода, смерти одного из родителей (признания без вести пропавшим (ей)), лишения одного из супругов родительских прав, заявление на адресную социальную помощь предоставляется матерью или отцом вместе с документами, подтверждающими одно из указанных обстоятельств.
Обратиться в центр социальной защиты можно одним из следующих способов:
- непосредственно в отделение — лично или через представителя;
- через многофункциональный центр (МФЦ);
- отправив заявление и заверенные копии по почте.
Если сертификат утерян или данные заявителя изменились, то решение о выдаче дубликата (замене) принимается Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской республики.
Для предоставления средств адресной социальной помощи владелец сертификата должен одним из указанных способов обратиться с заявлением и следующими обязательными документами:
- сертификатом на адресную помощь;
- копией паспорта заявителя и его супруга (супруги);
- копией брачного свидетельства;
- копиями свидетельств о рождении всех детей;
- в случае смерти ребенка (детей) — копией свидетельства о смерти;
- при обращении через законного представителя:
- копией паспорта;
- подтверждающей полномочия нотариально оформленной доверенностью.
В зависимости от направления использования средств, потребуются дополнительные документы.
Основные результаты госпрограммы материнского капитала в Кабардино-Балкарской республике
С момента начала работы программы федерального материнского капитала в Кабардино-Балкарской республике 65312 семей оформили сертификат на маткапитал, из них 66,2% уже использовали средства полностью.
48445 родителей направили материнский капитал на улучшение жилищных условий: 26226 семей потратили средства на погашение жилищных кредитов, а 22219 — улучшили жилищные условия, не привлекая кредитные средства.
Кроме этого, с 2007 года Пенсионный фонд республики принял:
- 807 заявок на обучение детей;
- 6 заявлений на перевод материнского капитала на накопительную пенсию матери;