Законодательством Кабардино-Балкарской республики не установлен региональный материнский капитал, однако семьи, в которых воспитываются пять (более) детей, имеют право на адресную социальную помощь для улучшения жилищных условий, если пятый (последующий) ребенок появился не ранее 1 января 2008 года. Ее можно использовать по шести направлениям, установленным постановлением Правительства республики № 175-ПП от 03.10.2016 года. Чтобы получить сертификат или использовать средства, необходимо подать заявление в центр социальной защиты.

Как и в других субъектах РФ, в Кабардино-Балкарской республике также действует федеральный материнский капитал. По результатам работы программы было выдано 65312 сертификатов — средства большей части из них потрачены полностью. Самым востребованным направлением является «улучшение жилищных условий» — по нему материнский капитал использовали 48445 семей.

Региональный материнский капитал в Нальчике и Кабардино-Балкарской республике

В Кабардино-Балкарской республике региональный маткапитал не действует, однако установлена единовременная адресная социальная помощь на улучшение жилищных условий многодетным семьям. Согласно ч. 5 постановления № 175-ПП, для ее получения должны выполняться следующие условия:

  • гражданин проживает на территории республики;
  • он родил (усыновил) и воспитывает пять (более) детей;
  • пятый или последующий ребенок родился не ранее 1 января 2008 года либо решение о его усыновлении вступило в силу с указанной даты.

При назначении помощи не учитываются дети:

  • умершие (при первичном оформлении сертификата);
  • в отношении которых родители лишены родительских прав;
  • усыновление которых отменено.
Получить адресную социальную помощь можно один раз. Ее размер составляет 250 000 рублей.

Помимо этого, в Кабардино-Балкарской республике установлено единовременное пособие при рождении 3-х и более детей одновременно (ст. 21-5 закона республики № 21-РЗ от 17.08.1996 года «Об охране семьи…»). Его размер составляет 50 000 рублей на каждого из новорожденных.

На что можно использовать?

Согласно ч. 21 постановления № 175-ПП, средства адресной социальной помощи семья имеет право использовать по следующим направлениям:

  • покупка жилого помещения, объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) у юридических и физических лиц (в том числе с рассрочкой):
  • приобретение жилого помещения, объекта ИЖС, у юридических и физических лиц:
    • по договору долевого участия (ДДУ);
    • по кредитному договору (договору займа);
    • ипотечному договору;
  • постройка (реконструкция) жилого помещения без привлечения строительной организации;
  • компенсация затрат на постройку или реконструкцию;
  • реконструкция и строительство жилья по договору строительного подряда;
  • погашение основного долга и процентной задолженности по кредиту или займу (в том числе ипотечному) на покупку (постройку) жилья (кредит либо займ может быть оформлен до появления пятого или последующего ребенка).

Пени, штрафы и неустойки за просрочку погашения выплатить средствами адресной социальной помощи нельзя.

Жилое помещение, приобретаемое, строящееся или реконструируемое с использованием сертификата на социальную помощь, должно находиться на территории Кабардино-Балкарской республики.

Порядок оформления

Согласно ч. 9 постановления № 175-ПП, чтобы получить сертификат на адресную социальную помощь, в центр социальной защиты по месту жительства необходимо подать заявление и следующие документы:

  • копию паспорта РФ заявителя;
  • копии свидетельств о рождении всех детей;
  • справку о составе семьи либо выписку с лицевого счета;
  • если обращение осуществляется через законного представителя:
    • копию паспорта представителя;
    • оформленную нотариусом доверенность, подтверждающую полномочия.

При обращении, помимо копий, необходимо иметь оригиналы документов.

В случае развода, смерти одного из родителей (признания без вести пропавшим (ей)), лишения одного из супругов родительских прав, заявление на адресную социальную помощь предоставляется матерью или отцом вместе с документами, подтверждающими одно из указанных обстоятельств.

Обратиться в центр социальной защиты можно одним из следующих способов:

  • непосредственно в отделение — лично или через представителя;
  • через многофункциональный центр (МФЦ);
  • отправив заявление и заверенные копии по почте.
Решение о выдаче сертификата либо об отказе в ней выносится в течение 30-ти дней с момента поступления документов.

Если сертификат утерян или данные заявителя изменились, то решение о выдаче дубликата (замене) принимается Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской республики.

Для предоставления средств адресной социальной помощи владелец сертификата должен одним из указанных способов обратиться с заявлением и следующими обязательными документами:

  • сертификатом на адресную помощь;
  • копией паспорта заявителя и его супруга (супруги);
  • копией брачного свидетельства;
  • копиями свидетельств о рождении всех детей;
  • в случае смерти ребенка (детей) — копией свидетельства о смерти;
  • при обращении через законного представителя:
    • копией паспорта;
    • подтверждающей полномочия нотариально оформленной доверенностью.

В зависимости от направления использования средств, потребуются дополнительные документы.

Основные результаты госпрограммы материнского капитала в Кабардино-Балкарской республике

С момента начала работы программы федерального материнского капитала в Кабардино-Балкарской республике 65312 семей оформили сертификат на маткапитал, из них 66,2% уже использовали средства полностью.

48445 родителей направили материнский капитал на улучшение жилищных условий: 26226 семей потратили средства на погашение жилищных кредитов, а 22219 — улучшили жилищные условия, не привлекая кредитные средства.

Кроме этого, с 2007 года Пенсионный фонд республики принял:

  • 807 заявок на обучение детей;
  • 6 заявлений на перевод материнского капитала на накопительную пенсию матери;
206 семей получают ежемесячное пособие на второго ребенка до 1,5 лет — 11978 рублей в 2019 году.