С 1 января 2007 года в России действует программа материнского (семейного) капитала (МСК), задача которой — обеспечить достойный условия жизни для семей с детьми. Оформить сертификат на маткапитал, размер которого до 2020 года будет составлять 453026 рублей, граждане могут после рождения (усыновления) второго или последующего ребенка, но только однократно.
Для этого заявитель должен собрать пакет необходимых документов и предоставить его вместе с заявлением по утвержденной форме непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда (ПФР), а также в филиалы Многофункционального центра (МФЦ) или через Интернет.
Решение о выдаче сертификата на семейный капитал за второго ребенка в 2019 году принимается в срок не более 15-ти дней со дня подачи заявления (Правительство сократило этот срок в 2 раза — с 30 до до 15 дней, — осенью 2018 года). Уведомление о выдаче сертификата, как и прежде, направляется заявителю не позднее чем через 5 дней после принятия ПФР решения.
Кто имеет право на получение материнского капитала?
В соответствии со ст. 3 федерального закона № 256-ФЗ о мерах поддержки семей, имеющих детей, оформить сертификат на МСК могут следующие лица:
- Матери, у которых есть гражданство РФ, после рождения или усыновившие второго либо следующего ребенка после 01.01.2007 г.
- Отцы, имеющие гражданство РФ, при условии, что они являются единственными усыновителями второго или последующего ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в силу не раньше 01.01.2007 г.
- Отцы (вне зависимости от наличия российского гражданства) в случае смерти матери или прекращения ее права на маткапитал (лишение родительских прав, совершение преступления против личности в отношении своего ребенка).
- Сами дети — несовершеннолетние или обучающиеся по очной форме до исполнения 23 лет. Ребенку разрешается обратиться за сертификатом, если родители утратили это право.
Порядок получения материнского капитала на второго ребенка
Заявление на МСК можно подать в любой момент после рождения или усыновления ребенка, с появлением которого возникло право на мат. капитал. Конечный срок обращения не ограничен. Для оформления материнского капитала необходимо составить соответствующее заявление и собрать все необходимые документы.
Решение о выдаче именного сертификата либо об отказе принимается местным органом ПФР в течение месяца с момента регистрации заявления. Уведомление о принятом решении направляется заявителю не позднее чем через 5 дней с даты его вынесения. Если заявитель обращался за сертификатом через Многофункциональный центр, уведомление будет направлено туда же.
- В случае принятия положительного решения семья сможет распорядиться средствами сертификата через 3 года после рождения или усыновления второго либо последующего ребенка (за исключением случаев, когда деньги нужно направить на погашение кредитных обязательств по жилищным кредитам и займам, получение ежемесячных выплат до достижения ребенком 1.5 лет или покупку товаров и услуг для детей-инвалидов).
- В случае отказа Пенсионного фонда в выдаче сертификата МСК в уведомлении излагаются основания для принятия такого решения. При получении отказа граждане вправе обратиться с обжалованием данного решения в вышестоящий орган ПФР или суд.
Заявление на материнский капитал
В заявлении на получение материнского капитала должны быть указаны следующие сведения:
- Статус заявителя — мать, отец или сам ребенок.
- Пол.
- Дата и место рождения.
- Наименование документа, удостоверяющего личность, его серия, номер, дата выдачи, кем был выдан.
- Принадлежность к гражданству.
- Номер СНИЛС.
- Адрес места жительства и контактный телефон.
- В случае обращения законного представителя или доверенного лица:
- необходимо указать его фамилию, имя и отчество;
- адрес места жительства и контактный телефон;
- дату и место рождения;
- наименование документа, удостоверяющего личность доверенного лица, его серию и номер, дату выдачи и кем был выдан.
- Сведения о детях:
- фамилия, имя и отчество;
- пол;
- реквизиты свидетельства о рождении;
- дата и место рождения;
- гражданство.
Документы на получение сертификата на материнский капитал
Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельства о рождении всех детей (или решения суда об усыновлении);
- подтверждения российского гражданства ребенка, появление которого дало право на получение семейного капитала;
- если за сертификатом обращается представитель — документы, удостоверяющие его личность, место жительства и полномочия доверенного лица;
- в отдельных случаях может понадобиться предоставить документы, подтверждающие:
- смерть матери или усыновительницы детей, объявление ее умершей либо лишение родительских прав;
- совершение женщиной умышленного преступления против личности в отношении собственного ребенка;
- смерть или объявление умершими обоих родителей, или лишение их родительских прав;
- совершение родителями (усыновителями) преступления против личности в отношении своего ребенка;
- отмену усыновления ребенка, появление которого дало право на получение маткапитала.
Где оформлять материнский капитал?
Чтобы получить сертификат на МСК, нужно подать заявление в отделение Пенсионного фонда России (ПФР) по месту жительства или фактического пребывания. Сделать это можно одним из следующих способов:
- обратиться в ПФР самостоятельно;
- направить заявление по почте;
- передать через доверенное лицо;
- воспользоваться услугами многофункционального центра;
- заполнить заявление в электронном виде на сайте Госуслуг;
- подать заявку через Личный кабинет гражданина на официальном сайте ПФР.
Как оформить маткапитал через МФЦ?
Согласно положениям приказа Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 545н о внесении изменений в приказ о правилах направления заявления на маткапитал, с 2014 года подать заявление на оформление МСК можно через территориальные отделы МФЦ.
Обратиться за сертификатом следует в ближайший филиал Многофункционального центра. Подать заявление и документы можно как в день обращения, в порядке живой очереди, так и записаться на прием через терминал электронной очереди. После этого МФЦ передает предоставленные документы в территориальный орган ПФР. Дальнейшая процедура ничем не отличается от описанной выше.
Как оформить маткапитал через Госуслуги?
Оформить маткапитал можно через портал Госуслуг при условии, что заявитель имеет подтвержденную учетную запись на сайте. Процедура выполняется по следующему порядку:
- Выбор необходимого типа получения услуги — электронная услуга.
- Заполнение электронного заявления с указанием данных запрашиваемых документов.
- Отправка заявления.
- Получение результата выбранным ранее способом — оповещением на электронную почту или через мобильное приложение.
- Личное посещение территориального органа Пенсионного фонда, который ранее был указан в заявлении, с предоставлением всех необходимых документов. Сделать это нужно не позднее 5-ти рабочих дней после получения ПФР заявления.
- Получение уведомления о готовности сертификата через личный кабинет.
- Получение сертификата указанным в заявлении способом — по почте или в местном органе ПФР.
Сколько раз можно получить материнский капитал?
Материнский капитал можно оформить только один раз. Сертификат выдается при появлении в семье второго (следующего) ребенка, при условии, что он был рожден или усыновлен после 01.01.2007 г. То есть оформить эту меру социальной поддержки на третьего ребенка можно лишь при условии, что этого по каким-то причинам не было сделано на второго ребенка.
Добрый день, подскажите, для получение МСК обязательно состоять в официальном браке с отцом ребенка?
Добрый день. Подскажите, пожалуйста. Я — гражданин России, а жена — Украинка, живу в ДНР. Родился второй ребёнок, уже три года исполнилось. Могу ли я как-нибудь получить материнский капитал на второго ребёнка?
Как оформить маткапитал, если сразу родилась двойня?
Мне 39 лет и я на 4 месяце беременности, это мой второй ребенок, но первому моему сыну 22 года. Вопрос: буду ли я иметь право после благополучного рождения получить материнский капитал? Спасибо.
Алексей, вопрос ваш немного не по теме, но могу подсказать.
Без выбранной квартиры можно получить только одобрение банка на получение кредита! Т.е. в лучшем случае можно узнать, предоставят ли вам кредит и на какую сумму. А саму ипотеку, разумеется, без выбора квартиры вам никто не оформит, потому что отсутствует предмет залога (квартира). Получить деньги без выбора жилья можно только в том случае, если оформляется обычный потребительский кредит, который не будет обременяться ипотекой.
Порядок выдачи ипотечных кредитов в различных банках может отличаться, но вообще обычно порядок покупки квартиры в ипотеку такой:
1) сначала в банк подается заявка с копией трудовой книжки и справкой о доходах 2-НДФЛ;
2) банк рассматривает документы, оценивает доходы и расходы (семейное положение, наличие детей и т.п.), и исходя из этого в течение нескольких дней одобряет определенную сумму;
3) полученное одобрение действует несколько месяцев (обычно 3-4 месяца), в течение которых необходимо подобрать подходящую квартиру;
4) после выбора квартиры в банк подаются документы на жилье (выписка из ЕГРН, предварительный договор купли-продажи и т.п.);
5) служба безопасности банка рассматривает документы на квартиру и проверяет продавца, при этом могут возникать дополнительные вопросы;
6) после проведения проверки между банком и покупателем квартиры составляется кредитный договор, регистрируется сделка в Росреестре и перечисляются деньги продавцу (через покупателя или напрямую).
Еще надо учитывать, какое жилье приобретается — квартира в новостройке или на вторичке. Чтобы получить ипотеку для покупки квартиры на первичном рынке, застройщик должен быть аккредитован у банка, поэтому с квартирой необходимо определиться до обращения в банк. Со вторичкой в этом плане немного проще.
Добрый день, прошу ответить на Вопрос: возможно ли получить Ипотеку без выбранного объекта? После одобрения суммы сделать выбор и после этого уже, использовать выбранную квартиру в качестве Залога.
Заранее благодарен за оперативный ответ. С уважением!